17 августа промчался один из признаков каргопольского лета, неизменно следующий в одном ряду с Праздником народных мастеров, Бараньим воскресеньем и мошкарой — межрайонный молодёжный рок-фестиваль «Jam» или, по‑привычному, «Джем».
Изменение маршрута
В этом году музыкальный праздник решил не заезжать ни на Ивановскую площадь, покрытие которой второе лето подряд испытывает временные затруднения, ни на набережную имени Баранова. «К сожалению, из‑за погодных условий, не получается провести «Джем» под открытым небом. Концертный зал Центра культурного развития располагает к проведению таких мероприятий. Одно из основных условий участия в рок-фестивале — авторское произведение. У зрительской аудитории будет прекрасная возможность услышать и оценить творчество музыкантов», — сообщила «Каргополью» главный режиссёр ЦКР, организатор рок-фестиваля Ирина Ромшина. Из-за угрозы дождя фестиваль припарковали под крышей, что существенно изменило привычный формат мероприятия.
Чем хорош «Джем», как ежегодное летнее событие? К текущему момент он вобрал в себя лучшие стороны традиционного open-air. С одной стороны — гость не ограничен ничем, кроме сцены, может выбирать место в пространстве, где лучше звучит музыка, свободно перемещаться и пережидать настройку инструментов за приятной беседой со знакомыми. С другой — поскольку всё проходит в городской черте, может в любой момент отлучиться выпить чаю дома, посидеть на скамье в парке, если устал стоять, или вовсе отправиться заниматься своими делами, вернувшись к выступлению хэдлайнеров. (А ещё, он бесплатный, что, конечно, заслуживает отдельных благодарностей).
Лишившись части вышеописанного, «Джем» перешёл в разряд более традиционных рок-концертов, но в силу особенностей площадки (структура зала, где ряды кресел спускаются к сцене, перед которой нет свободного пространства) и этому виду мероприятий соответствовал не в полной мере.
Причины решения ясны: оставлять слушателей мокнуть под дождём кажется недопустимым, а строить навес над имеющейся сценой с таким количеством оборудования ради одного события — излишне ресурсоёмким и сложным с организационной точки зрения. Но автор, который в прошлом году наблюдал, как организаторы «Рок-пикника» длинными досками сгоняют с растянутого над сценой тента скопившуюся дождевую воду, а зрители Дня деревни в Лёкшмозере следят за праздничным концертом из‑под принесённой из дома кухонной клеёнки, почему‑то уверен, что основную аудиторию «Джема» могли бы отпугнуть только ураган или достаточно крупный град.
По машинам
Темой фестиваля с подзаголовком «Поехали!» стали путешествия и транспорт. Поскольку в прошлый раз некоторые наши читатели отметили, что текст о «Джеме» не так прост для восприятия, в этом году автор решил усложнить его ещё и автомобильной тематикой. Потому что препятствия дают нам импульс к развитию, ведь так? Трогаемся!
Так как начинать движение транспортного средства следует плавно, организаторы решили открыть шестичасовое путешествие с хорошо знакомых аудитории попутчиков с предсказуемым стилем вождения — кавер-проекта «Дилетанты». Несмотря на то, что няндомские музыканты любят временами закладывать стилистические манёвры, те, кто за ними следит давно, наверняка знали, чего ожидать.
Следуя теме мероприятия (здесь и далее автору и изданию никто не платил за рекламу марок, всё это из любви к автопрому), нужно отметить, что «Дилетанты» — это своего рода музыкальный аналог «Нивы Шевроле». Что‑то своё, но всё же иностранное. Едет в любую погоду, по любой дороге, в любом техническом состоянии. Лишь бы заправить не забыли.
Солистка «Дилетантов» до начала мероприятия отметила, что несмотря на заявленные проектом весёлые песни, настроение петь что‑либо весёлое отсутствует. Но оно, по всей видимости, было обретено уже после выхода на сцену и привычного «Почему никто не танцует?». При этом команда показалась более собранной и сдержанной, нежели год назад. Возможно, сказалось ограничение по времени, из‑за которого даже попить воды было некогда — так торопились музыканты. В этот раз главным виражом их выступления можно по праву считать исполнение «Du Riechst So Gut» группы «Rammstein», при котором звуки немецкой речи, казалось, тонули в ударных.
Затем микрофон был передан первому каргопольскому коллективу. На сцену фестиваля в этот раз не выехали её ветераны в лице групп «Не те ребята» («Renault Logan» первой серии, который спустя годы такой же, каким ты его запомнил в день покупки) и «Паук» (достаточно редкий «Jac»). Фронтмен «Не тех ребят» Дмитрий Федосеев на вопрос автора о причинах пропуска ответил, что коллектив решил сделать перерыв: «Туговато стал материал рожаться, да и собираться стали крайне редко ввиду занятости участников. Поэтому пока что ждём вдохновений, копим мысли и идеи для нового материала. Надеемся, всë это придёт в ближайшее время». Выяснить причины отсутствия группы «Паук» у её лидера не удалось.
В итоге «отдуваться» за всех пришлось «RomshTime», которая являет собой нечто вроде «BMW» 3 серии. Воплотившаяся юношеская мечта любого дворового хулигана — мощная, громкая, не экономичная и не сильно безопасная. С молодым водителем, который признаёт только полный газ или тормоз «в пол», живёт без оглядки, всегда первым мчится на шашлыки, на рыбалку, красть невесту, собирать штрафы за превышение скорости.
Но таким «RomshTime» была до дня, когда в салоне появилось детское удерживающее кресло, сильно изменившего характер вождения. Второй вокалист в лице Ивана Горшкова, по всей видимости, долгое время мечтавший применить сценический образ лидера группы «Король и Шут» по назначению (каргопольцы уже могли наблюдать его на фестивале семейных театров в апреле этого года), вместе со старшими товарищами исполнил хорошо знакомые, кажется, каждому присутствующему песни.
На «нейтрали»
Следующими выступающими стала архангельская группа «Ask the Ocean». Коллектив честно предупредил, что играет инструментальную музыку, и предложил всем собравшимся «отдохнуть и помечтать». Но расслабиться в полной мере под их треки было не так просто.
Дело в том, что если сравнивать «Ask the Ocean» с автомобилем, то нужно представить ситуацию, когда вы со знакомыми на шикарной «Chevrolet Impala» отправляетесь на побережье в солнечный летний день и по пути случайно засыпаете на мягком сиденье. Просыпаетесь, за окнами прекрасный вид на закат, но все ушли, машина закрыта, и ключей у вас нет. Это далёкое чувство тревоги, свойственное пост-року, не обошло творчество коллектива из Архангельска.
Не являющемуся в этом направлении экспертом человеку в треках группы могла послышаться схожесть с другим российским коллективом — «I Am Waiting for You Last Summer», но прямое сравнение всё же было бы некорректно.
Помимо атмосферной музыки, превращающей зал в огромный аквариум (не лишним здесь будет упомянуть усилия специалиста, отвечающего за свет), и скромности «Ask the Ocean» запомнятся кирпичом, который останавливал барабанную установку от побега из‑под палочек барабанщицы во время длинных композиций.
После архангелогородцев парковку заняли представители посёлка Савинского — группа «Авось». Как отметили ведущие, один из участников коллектива известен выражением «Авось, получится». Поскольку эту реплику можно считать неофициальным девизом водителей «УАЗ», а творчество музыкантов лишено премудростей, «Авось» проще всего соотнести с отечественным внедорожником. Потому как, что ещё может быть более классическим на российских дорогах?
Сет «Авось» — по‑хорошему расслабляющий, с едва уловимыми джазовыми и более явными «шансоновыми» нотами — был оценён всеми любителями медленно качать головой в такт музыке и светить зажигалками (в силу условий — смартфонами).
Сцепление и посторонние звуки
Из посёлка Савинского на «Джем» добрался и коллектив «Коалиция», который своей непосредственностью напоминал трицикл «Муравей». Дотошный читатель удивится: что это мотороллер делает в списке автомобилей? Но посудите сами — он тоже едет по дороге, у него в кузове тоже можно перевезти палатку или пару мешков с картошкой, для управления им также необходимы навыки вождения.
Участники «Коалиции» не только частично подменили «Паука», но и продемонстрировали хорошее знание классики рока разных периодов и стран. В их исполнении можно было услышать композиции «Кино» и «Кукрыниксов», а также любезно переведённые для удобства аудитории на «понятный русский язык» треки «Зелёного Дня» и, надо полагать, «Пинка Флойда».
Вслед за «Коалицией» внимание собравшихся приковала к себе каргопольская группа «Игра», формируемая из воспитанников студии «Парус» под руководством Евгении Харёвой. Поскольку состав коллектива постоянно обновляется, «Игра» больше всего напоминает попавший в руки энтузиаста «Subaru Impreza». Каждый раз новой модели и неизменно удивляющий. Со спортивной подвеской, характерным звуком двигателя, «отстрелами» при переключении передач, не родными амортизаторами, дисками, тормозной системой, бамперами, порогами, глушителем и неизвестно чем ещё под капотом. При этом свято чтящий традиции национального автомобилестроения.
Текущий состав «Игры» берёт штатные «от 0 до 100» в одно мгновение, но даже это не позволило ребятам показать весь спектр творческих способностей, который слушатели «Джема» смогли оценить год назад. Подгоняемые плотным расписанием, музыканты устроили скоростные заезды по произведениям групп «Тараканы!», «Бригадный подряд», «Король и Шут», а также явили песню на произведение Владимира Высоцкого с прекрасным клавишным аккомпанементом, после чего умчались за кулисы.
Вслед за ними на сцене остановилась рок-группа «Своя Свобода» из Шенкурска, которая резко контрастировала с младшими коллегами. Если вновь подобрать автомобильное сравнение, то «Своя Свобода» — это «Volvo», машина для тех, кто уже вырос и всё видел. Как бы вы ни давили на педали и ни дёргали рулём, можно быть уверенными, что она постарается сделать всё, чтобы к концу путешествия вы были живы и здоровы.
Лишенные агрессии, не смотря на стиль исполнения, песни коллектива оставляли простор для мыслей, а техничность без каких‑либо вольностей приятно удивляла. «Мы вас запомним, Шенкурск», — резюмировал ведущий перед вручением диплома участника фестиваля вокалисту.
Впервые на «Джем» прибыла ярко-красная «Opel Corsa», воплощённая в группе «Orbittы». Этот представитель посёлка Коноши использует не так часто встречающийся, но очень хорошо зарекомендовавший себя приём совмещения рок-музыки и высокого, «ангельского» голоса. И насладиться этим сочетанием в полной мере собравшимся в зале помешали даже не порванные струны, а нечто вроде проклятия, преследующего «Джем» год за годом, на какой бы площадке он ни проходил — проблемы со звуком. Ухудшение в этой части в сравнении с прошлогодним фестивалем заметил не только автор, но и другие свидетели обоих событий. Зафиксированы они были и ранее, но на выступлении «Orbitt» достигли своего апогея — «перегрузы» можно было услышать даже в коридорах, ведущих в холл ЦКР. Сюда же следует отнести наводки, фон, слышимый и музыкантами («На сцене что‑то шумит»), и зрителями, и плавающий от группы к группе баланс «вокал-гитара-ударные», и ожидаемо оглушённые первые ряды (которых заодно слепили лампы).
Учитывая, что все коллективы проходили саунд-чек, значительная часть оборудования та же, что используется на «Рок-пикнике», в воздухе вновь повис вопрос — как такое возможно. Автор, наблюдавший за явлением и вживую, и на записях прошлых фестивалей, склонен порекомендовать перед следующим «Джемом» вызвать звуковых экзорцистов, каждое лето собирающихся в поле за деревней Абакумово. Возможно, им вместе с возвращением фестиваля в открытые пространства, где ему не будет так тесно, удастся исправить ситуацию. Пока же хочется надеяться, что «Orbittы» ещё приедут в Каргополь, потому как они определённо заслуживают выступления в лучших условиях.
Неровная дорога
Далее на сцену выкатились «Живые Камни» из Архангельска, уже приезжавшие в Каргополь год назад. Тогда их можно было сравнить с пляжным «Volkswagen Transporter» второго поколения, разукрашенным в несколько цветов, с доской для сёрфинга на крыше и грилем в багажнике, который едет неспешно, в двигателе что‑то посвистывает, зато из окна по округе разносится громкая музыка и выглядывают улыбчивые лица. В этот же раз коллектив, прибывший без флейтистки, решительно выкорчевал из сета все моменты снижения нагрузки на слуховые каналы, превратившись в современную версию «Transporter», каждый день упорно возящую грузы по маршруту Каргополь-Усачёво на высокой скорости.
Несмотря на то, что солист перед выступлением признался, что любит джаз, джаза не было. Было много тяжёлой музыки, во время которой часть слушателей не сдержалась, и всё же пошла танцевать в проходы по бокам зала. Представлено здесь было многое — от авторского творчества до песни группы «Земляне» и растянувшейся, кажется, до неприличия к удовольствию большей части присутствующих «Воли и разума» (которые сильнее всяких негативных явлений) «Арии».
После к сцене подъехали «Отклик» из Архангельска. Эта команда представляет собой не что иное, как современный седан «Audi». Неброский и даже в чём‑то строгий, но стоит посильнее нажать на газ, как он превращается в спорткар повышенного уровня комфортности. Нельзя назвать его инновационным или опережающим своё время, он просто безупречно делает то, для чего предназначен.
Музыканты отметили, что за год с прошлого «Джема» играть красиво так и не стали (странно, что в качестве ориентира в сравнении они берут «Живые Камни», а не условный «Mudvayne»), но им это и не требовалось, потому как с технической точки зрения коллективу не нужны какие‑либо улучшения. Архангелогородцы порадовали гостей ЦКР отлично исполненным материалом, способностью к перевоплощению в «Жёлтом такси» и героизмом барабанщика, который может отыгрывать партию одной рукой, ища второй утерянную палочку.
Автор при этом заметил, что музыкальная подача «Отклика» была настолько ровной, что даже не разбудила уснувшую в зале девушку (уснула ли она в ходе настройки команды или ранее, под вокал «Камней» — достоверно неизвестно).
Пока к выходу готовился хедлайнер, произошёл небольшой пит-стоп в виде номера ансамбля барабанщиц «Те самые» (руководитель — Денис Первышин).
Закрывала «Джем» в этом году московская группа «Рок-Синдром» с самым неудержимым барабанщиком из всех, побывавших в тот день за установкой. Опытная команда отличилась, как и подобает хедлайнеру, виртуозным владением инструментами и звучанием, которое идёт на слушателя локомотивом. В контексте транспортной тематики фестиваля «Рок-Синдром» виделся «Саабом» — предсказуемым и уже давно не выпускающимся. Кажется, что ты едва ли ещё когда‑нибудь встретишь нечто похожее на дороге, но он неизменно раз в несколько лет размеренно «выплывает» из‑за поворота, и, пока ты удивляешься, вновь пропадает из поля зрения на долгие годы.
За финишной чертой
«Каргополье» обратилось за комментариями к организаторам фестиваля и хедлайнеру, чтобы узнать, каким они увидели и запомнили двадцать седьмой «Джем».
Идейный вдохновитель фестиваля и один из его ведущих Андрей Агапитов подвёл итог таким образом: «По музыке и составу — один из лучших «Джемов». Даже почти не к чему придраться, всё было хорошо, и молодёжь, и «старики», и те, кого давно знаем, тоже удивили с хорошей стороны. Формат, конечно, не для зала. В «Шоколаде» вряд ли было бы лучше, там акустика хуже, и условий мало для организаторов и музыкантов, прежде всего. Конечно, понятно, что другим был бы «Джем» на набережной, но жалеть не будем. […]
Интуитивно я почему‑то был уверен, что «Ask the Ocean» нас удивят, так и произошло. Отличная инструментальная музыка, просто космос какой‑то. «Дилетанты» публику завели, молодцы, рад, что они так начали наш фестиваль в качестве паровоза. Ваня с нашими парнями выглядел и достойно, и прикольно. Шенкурск пел свои песни с отсылками к Егору Летову (мне так показалось), давно этого не было. За «Корабли» Высоцкого отдельное спасибо «Игре» и Жене Харёвой, умеет удивить… Молодые девчонки из Коноши со своим руководителем и самодельными гитарами – вообще нечто! Тоже свои песни пели, в основном. «Авось» из Савинского напомнил времена моей молодости, почти шансон, мне лично их слушать было приятно. Другая команда из Савинского — «Коалиция» — совсем молодые ребята, пели каверы, это всегда было на «Джеме», и я рад, что мы дали им возможность себя проявить. Тоже интересно было их слушать. Видно, что готовились.
Вообще, не надо забывать, что для многих самодеятельных музыкантов наш «Джем» — это возможность себя проявить, утвердиться, что‑то поменять, узнать новое, познакомиться с интересными людьми. Это важно для их будущего, и я рад, что в этом участвую.
Архангельские «Живые Камни» и «Отклик» мы уже знаем по прошлому «Джему» и с удовольствием их послушали. Публика неистовствовала и пела хором. «Рок-Синдром» из Москвы — ну это бальзам для эстетов. Виртуозный гитарист и бывший барабанщик из «Коррозии металла» — говорит о чём‑то. Вообще, вся команда хороша и внешне, и музыкально. […]
У меня нет никаких мыслей по поводу того, надо ли что‑то менять, но готов выслушать и обсудить предложения. Я бы ведущего уже поменял, наверное, хотя…
Не со всеми мне удалось пообщаться, хочу через газету сказать всем причастным и особенно всем музыкантам — большое человеческое спасибо».
Главный режиссёр ЦКР, организатор рок-фестиваля Ирина Ромшина согласилась с Андреем Агапитовым, а также подчеркнула: «Это один из лучших «Джемов» за последние годы. Мне близко то, что люди занимаются творчеством, в частности — рок-музыкой, и то, что фестиваль привлекает в наш город интересные творческие силы!»
Сергей Горбунов, группа «Рок-Синдром»: «Необычно и неожиданно было оказаться в атмосфере 80‑х — зрительный зал с креслами в тесных рядах, зрители сидят, а не прыгают перед сценой, нельзя с собой проносить еду и напитки, поэтому публика ожидаемо курсировала на улицу и обратно. И, хотя вход был бесплатным, такой формат зала не способствовал обычной и ожидаемой посещаемости, что неудивительно, особенно — к концу мероприятия. Понятно, что всё это было форс-мажором в связи с неблагоприятными погодными условиями, однако, такой вот зал а-ля «Кремлёвский концертный» перестал быть привычным для рок-фестиваля.
Благодарим зрителей за горячий приём! Было бы лучше, безусловно, обзавестись сценой с тентом на случай дождя, чтобы всё происходило в мистической атмосфере северной природы на берегу истока Онеги.
Со стороны звука — аппарат отличный, но изначально нужно было уделить время отстройке самого аппарата — сами барабаны плюс отстроить аппарат по частотам под помещение, чтобы ничего не заводилось. И потом уже провести полноценные саунд-чеки.
Техническая команда сцены шикарная, ребята сработали отлично. Молодцы!
Выражаем отдельную благодарность организаторам за бытовую сторону нашего пребывания в городе. Всё было на высшем уровне!
Для нас на сегодняшний день это самая северная точка выступления. Было очень интересно и познавательно побывать в таком необычном историческом месте. Экскурсии, проведённые для нас легендарными людьми Каргополя из среза культуры — Андреем Агаптовым и Ириной Ромшиной — были просто потрясающими. Мы очень благодарны за такой тёплый приём. Промокли насквозь, исследуя местные уникальные достопримечательности, даже поднялись на мистически-своеобразную колокольню, нарушающую все каноны архитектуры, и позвонили в колокола (нам разрешили в порядке исключения, как музыкантам, хотя это и запрещено).
А наш харпер Михаил Горбунов так вдохновился местным колоритом, что забросил гармошки и исполнил свои партии на подобранной в тон каргопольской свистульке.
В целом же, атмосфера фестиваля очень душевная, как и все люди, с которыми мы соприкоснулись».
Анатолий Светлов